Пако Рабан — ужасное дитя моды шестидесятых

Пако Рабан (фр. Paco Rabanne) — испанский кутюрье, известный как ужасное дитя моды шестидесятых — el niño terrible la moda. В истории моды он сыграл такую же роль, как Сальвадор Дали в истории живописи.

 

Paco Rabanne фото

 

Francisco Rabaneda Cuervo, больше известный как Пако Рабан (фр. Paco Rabanne), родился 18 февраля 1934 года в Стране Басков в городе Pasajes.

Его отец — республиканский генерал — был расстрелян во время гражданской войны в Испании, после чего семья была вынуждена бежать в соседнюю Францию. Несмотря на то, что Пако Рабан прожил во Франции всю свою жизнь, в своих многочисленных интервью он не переставал повторять снова и снова, что считает и всегда будет считать себя не испанцем, и не французом, а человеком Земли.

Его мать работала главной швеёй в Balenciaga, где Пако черпал свой первый опыт, который оказал на него большое влияние и определил направление всей его жизни. Уже тогда юноша проявлял невероятные творческие способности, которые развил во время учебы в Высшей национальной школе изящных искусств Парижа (Beaux-Arts de Paris), изучая архитектуру. Еще во время учебы в 1959 году он, под именем Frank Rabanne, продемонстрировал в журнале Women's Wear Daily свою первую модную коллекцию с геометрическими линиями, которая осталась практически незамеченной. Гораздо большую популярность принесло ему сотрудничество с такими домами высокой моды, как Balenciaga, Pierre Cardin, Courrèges, Givenchy и Nina Ricci, для которых Пако, еще будучи студентом, чтобы оплатить свою учебу, начал создавать эксцентричные аксессуары, пластмассовые пуговицы и огромные пластиковые серьги, модные серебряные сумки на шнурках, модели обуви невероятных кислотных цветов. Именно эксцентричность аксессуаров положила начало узнаваемости Пако в мире моды и приблизили его к коммерческому успеху.

В шестидесятые годы доминировали роскошные и элитные дома моды, и пошив одежды от кутюр был тем, на чем они держались. Но именно в шестидесятые мода начала претерпевать трансформацию — высокая мода медленно сокращает создание одежды от кутюр, а все больше и больше набирает популярность одежда прет-а-порте (от фр. prеt-а-porter, что переводится как «готовая к носке», иначе — модели готовой одежды). Это приближает моду к улице, она становится все более массовой, появляются новые направления, новые технологии, новые фасоны, новые объемы, новые цвета, новые материалы и даже новая длина.

И именно на волне этих изменений Пако Рабан, уже создав собственную мастерскую, совершает сенсационный прыжок в мир моды с новой коллекцией, которая называется «Двенадцать платьев из непригодных для носки материалов» (Unwearable)

.

Фото Пако Рабан Двенадцать платьев из непригодных для носки материалов

 

Абсолютно экспериментальная, смелая коллекции Пако Рабан наделала много шума, вызвав настоящий скандал. Это была своего рода пощёчина общественному вкусу – здесь — моде. Paco Rabanne нарушил все мыслимые и немыслимые правила: мало того, что его платья были сделаны из бумаги, пластика, металлических пластин, собранных вручную при помощи плоскогубцев и паяльной лампы, но и на подиуме их впервые демонстрировали босоногие чернокожие модели под современную музыку Пьера Булеза (фр. Pierre Boulez) «Le Marteau sans maître». Этого никогда не было и мир моды не принял его, а Коко Шанель (фр.Coco Chanel) окрестила его не кутюрье, а металлургом от моды.

«Швейная машинка? Это хороший инструмент для музея… Я использую другие инструменты, которые позволяют мне двигаться быстрее, такие как молоток, плоскогубцы, клещи… Посмотрите на это платье, оно самое тяжелое, оно стальное, пуленепробиваемое, весит восемь килограммов»

Критика была к нему беспощадна. Писали, что он создает не одежду, а дыры, одежду, которая не защищает ни от жары, ни от холода. Отражая нападки, Пако Рабан почти пророчески отвечал:

"Вы можете одеваться во все материалы, какими бы невероятными они ни были. Когда нас будет 20 миллиардов человек на Земле, больше не будет шерсти, не будет хлопка, не будет ничего! Все, что останется, — это добыча полезных ископаемых и наш мусор, который нужно переработать, чтобы изготовить одежду".

Стиль коллекции Пако Рабан поставил под сомнение саму суть моды. В последующих телеинтервью человека свободного, раскованного, циничного, едкого, он говорит:

"Я считаю, что кутюрье продают ветер: Мода тоже ветрена... Я думаю, что люди, которые занимаются модой, немного эксплуатируют, может быть, на 50% (... 60 — это много!), тупость людей... Потому что, чтобы быть в курсе, быть на ветру, быть в моде, нужно любить целую кучку лохов, которые созданы, чтобы проглотить что угодно!  Мы эксплуатируем глупость людей... Люди хотят, чтобы их эксплуатировали! Люди, которые настолько глупы, что для них это легко! Но не только они, к счастью! Есть и другие, которые любят, которые понимают немного больше, а они не дураки! "

Молодой кутюрье нашел горячую поддержку у Сальвадора Дали, с которым его познакомил личный фотограф художника Жан Клеммер (фр. Jean Clemmer). Жан Клеммер был одним из самых известных эротических фотографов и для создания своего проекта Canned Candies он выбрал сотрудничество с Пако Рабан. Этот союз — Сальвадор Дали, Жан Клеммер и Пако Рабан — объединял провокационный дух, и их удачное сотрудничество, перешедшее в теплую дружбу, продолжавшуюся много лет, привлекло к себе большое внимание и небывалый интерес. Позднее Сальвадор Дали так отызвался о Пако Рабан:

«В Испании есть только два гения — я и Пако Рабан...А Пикассо уже умер...

 

Сам же Пако Рабан в интервью женскому журналу Telva в 2017 году так вспоминает Дали:

«Он был нормальным человеком, милым, очень интересным, со сказочной культурой. Вы могли поговорить с ним обо всем. Он был из тех людей, которые непрерывно читали, слушали, совершенствовались. Больше всего выделялось то, что он не играл со мной... Мы сотрудничали. Ему нравилось то, что я делаю, и он часто говорил мне, что у нас обоих одинаковый «жест созидания», поиска в искусстве»

Paco Rabanne y Salvador Dali фото

 

Шестидесятые были временем перемен. Пражская весна. Культурная революция в Китае. Протесты против войны во Вьетнаме. Стоунволлские бунты геев. Избрание президентом США Джона Фицджеральд Кеннеди (англ. John Fitzgerald Kennedy). Человечество начало осваивать космос. Набирало силу движения хиппи Flower Power. Началось воздвижение Берлинской стены. Появились первые противозачаточные таблетки, которые положили начало женской эмансипации и привели, в конечном итоге, к сексуальной революции.

«Женщины стали бойцами, поэтому я одел их в доспехи, и с помощью этих доспехов они пытаются обрести независимость от мужчин»

Новые веяния нашли отражение в архитектуре, живописи, скульптуре. Кутюрье вспоминает об этом так:

«Мы хотели что-то изменить, дать всему новый вид. Мне посчастливилось оказаться в нужном месте в нужное время. Успех витал в воздухе».

После первой коллекции показы следовали один за другим — салоне кабаре Crazy Horse (апрель), картинная галерея Iris Clert (сентябрь). Кожа, металл, пластик, перья страуса и даже бумага и фольга — это те материалы, из которых были созданы новаторские платья. Вопреки критике, бумажные платья очень быстро стали популярными. Они могли храниться  и пересылаться в обыкновенных конвертах или в футлярах типа металлически банок. Производство их было было открыто в Руане (фр. Rouen) и вскоре они начали продаваться в модных парижских бутиках. Востребованность экспериментальных платьев Пако Рабан быстро набирала популярность. Законодатели моды а Америке были вынуждены оформлять специальные заказы через магазины по цене от 300 долларов и выше за платье. Сам Пако так объяснял свой успех:

«Мои платья успешны, потому что они шокируют. Женщина не может носить его и не замечать... Я думал, что женщине, работающей весь день в туфлях на плоской подошве и в удобных костюмах, нужно вечером вновь раскрыть свою тайну и женственность. Мне предстоит дать ей своего рода вторую кожу — шелестящую, переливающуюся, фосфоресцирующую, мягкую, но острую, эластичную, но жесткую, прозрачную, но скрытную»

Бумажные платья Пако Рабан фото

Вместе с другими современными художниками, которые не хотели создавать эстетически приятные работы, Пако Робан присоединился к Groupe Verseau, которая имела анти-эстетическую направленность, заключавшуюся в том, что «художественное» и «эстетическое» — это две разные вещи. Там он знакомится со многими творческими людьми, после чего его работы будут задействованы в балете, театре, кино. Так в 1966 году костюмы Пако Рабан должны были использоваться в некоем «пластифицированном» балете Сальвадора Дали, спонсором которого был американский миллионер Харкнесс (англ. Harkness), но постановка которого так и не была осуществлена. Зато с большим успехом Пако Рабан сотрудничал c такими знаменитыми режиссерами как Стэнли Донен (англ. Stanley Donen) в фильме «Двое на дороге» с Одри Хепбёрн (англ. Audrey Hepburn) в главной роли, Робер Энрико (фр. Robert Enrico) в 1967 году в фильме «Авантюристы», Роже Вадим (фр. Roger Vadim) в фильме «Барбарелла» с Джейн Фонда (англ. Jane Seymour Fonda) в главной роли. В фильмах его костюмы носили героини Франсуазы Арди (фр. Françoise Hardy), Брижит Бордо (фр. Brigitte Bardot), Элизабет Тейлор (англ. Elizabeth Taylor), Джейн Биркин (англ. Jane Birkin), Эльза Патаки (исп. Elsa Pataky — DiDi Hollywood). В фильме Джона Хьюстона (англ. John Huston) "Казино «Рояль» в платья-кольчуги Пако Рабан одеты девушки-телохранители главного злодея. Он создал костюмы для спектакля "Par delà les marronniers"  (По ту сторону каштанов) Жана-Мишель Рибе (фр.Jean-Michel Ribes) и т.д.

 

Фото Костюмы Пако Рабан

Пако Рабан был очень плодотворным и популярным художником. Его копировали как другие дизайнеры, так и производители товаров массового потребления. Журналы для подростков давали инструкции о том, как сделать дизайн платья от Paco Rabanne своими руками.

В 1967 году Пако Рабан открыл собственный дом высокой моды в Париже, где помимо одежды от кутюр создал собственную парфюмерную и косметическую линию. На тот момент ему было всего 26 лет. Год спустя, в 1968 году, испанская группа Puig приобрела лицензию на его парфюмерию, положив начало созданию незабываемых духов как женских, так и мужских.

Два года спустя он выпустил сумку Le69, состоящую из перфорированных овальных металлических пластин серебряного или золотого тона с ручкой-цепочкой, подобной цепочке для смыва унитаза. Гениальный дизайн сумки подчеркивает ремесленное мастерство, экспериментальные материалы и дальновидный стиль, потому что в 2011 году сумка Le69 выходит вновь с новым дизайном.

 

Пако Рабан Сумка Le69 фото

 

Используя свой архитектурный опыт для создания одежды из новых материалов и технологий, Paco Rabanne раздвигает границы моды, постоянно экспериментируя, создавая поистине уникальные вещи, которые сегодня по-прежнему влияют на моду. Думал ли он, что станет столь успешным знаковым кутюрье? В своем интервью журналу Telva в 2017 году Пако Рабан вспоминает:

«Я хотел быть архитектором и изучал архитектуру. Мода пришла позже, я обнаружил, что, в отличие от архитектуры, это был сектор, в котором было легче консолидироваться и получить имя. В то время, чтобы быть архитектором во Франции, нужно было иметь архитектора «крестного отца», который помогал бы вам. Это был культ. Политика и архитектура — это секты».

В 1969 году Пако Рабан представляет свой первый парфюм — женские духи Calandre, названные в честь металлической решетки на передней части автомобиля  Rolls-Royce.

 

Пако Рабан Первые духи фото

 

Это был футуристический гламур, культовый, провокационный, авангардный, символизирующий женщину, с уверенностью смотрящую в будущее. Свежий, привлекательный и озорной парфюм, первый  экспериментально-цветочный аромат из линейки «металлических» духов с эффектом пудры. Взрыв аромата роз, смешанный с ароматом других цветов — лилии, гиацинта, бергамота, герани, с легкой лимонной ноткой. Духи Calandre были очень стильным и ультра-шикарным в 1969 году.

В семидесятые Пако Рабан продолжил деятельность в качестве современного дизайнера, создавая все больше и больше платьев, серебряных бюстье, шлемов, стальных воротников. Он создает меховые очки, пальто из прозрачного клеевого слоя, покрытого страусиными перьями. Он объединяет трикотаж, кожу и мех, используя комбинации из матовых серебряных и кожаных треугольников.

В 1971 году Пако Рабан становится членом Chambre Syndicale de la Haute Couture. Состоять в «Haute Couture» означало иметь официально защищенное имя бренда, производящего эксклюзивную одежду ручной работы и чьи изделия были отмечены обозначением происхождения. Право на участие могли получить только те дома и компании, которые ежегодно утверждались специальной комиссией Chambre Syndicale de la Couture под эгидой Министерства промышленности.

Семидесятые и восьмидесятые годы имя Пако Рабан больше ассоциировалось с созданием новаторских ароматов, которые разрабатывались вплоть до 2010 года: Paco Rabanne Pour Homme (1973), Sport (1986), XS, La Nuit, Métal  и др. И по сегодняшний день дизайнер создает не только парфюмерию для мужчин и женщин, но и ароматные пары (для него и для нее). Так рождаются  XS, и, наконец, 1 Million и Lady Million.

 

Парфюмерия Paco Rabanne фото

 

Параллельно с парфюмированными водами идет создание и выпуск гелей для душа, лосьонов и бальзамов после бритья, стик-дезодорантов. Он совмещает выпуск парфюмерии с запуском линии одежды и аксессуаров унисекс. В 1976 году Пако Рабан выпускает первую коллекцию мужской одежды Ready-to-Wear — уникальную постоянную линию «Diffusion», где в зависимости от сезона будут меняться только цвета и материалы. В это же время была создана ограниченная коллекция прет-а-порте «Rob’auto», специально разработанная для людей, управляющих автомобилем.

Продолжая творить, Пако Рабан строит свою империю, которая включает не только одежду, аксессуары, парфюмерию, но и мебель.

 

Фото Дизайнерская винтажная мебель Paco Rabanne

 

В 1983 году в Париже состоялась международная презентация первой коллекции очков Paco Rabanne. Indo Optical — ведущая офтальмологическая  испанская компания заключила договор на эксклюзивную продажу моделей очков по всему миру.

Винтажные очки Paco Rabanne фото

В 1986 году группа Puig (ранее Puig Beauty & Fashion Group) купила дом Paco Rabanne, сохранив кутюрье во главе художественного направления. Его новое вдохновение будет рождено новыми материалами и новыми технологическими изобретениями. Для создания моделей Пако Рабан начал использовать родоид, компакт-диски, кусочки пластиковых бутылок, резиновые трубки, стержни из нержавеющей стали. Следуют разработки, в которых будут использоваться технологические инновации, такие как поликарбонат, оптическое волокно, оргстекло. Швейные коллекции пополнились новыми материалами, обработанными нетрадиционным способом: люминесцентными тканями, металлической бумагой, ажурной плетеной замшей. Это были модели, имеющие эффектную форму — комбинезоны с коваными металлическими подплечниками на шарнирах, куртки из кожи, капюшоны, кольчужные платья и накидки, туфли с закругленным носком. В его коллекциях Haute Couture присутствует кожа, мех, перья, кружево и вышивка.

В 1994 году будет впервые запущена линия женской одежды прет-а-порте. Параллельно происходит выпуск новых ароматов — XS и Paco. Впервые разрабатывается линия аксессуаров унисекс.

Пако Рабан хотел также посвятить себя культуре, эзотерике и написанию книг. Он был известен своим интересом к паранормальным явлениям и даже сделал апокалиптические предсказание, основанное на пророчествах Нострадамуса (которое, слава Богу, не сбылось), что космическая станция «Мир» упадет на Париж. Пако Рабан написал несколько книг, связанных с астральной жизнью, таких как « Траектория — от одной жизни к другой», где он рассказывает о своих астральных путешествиях и различных реинкарнациях.

В 1999 году Пако Рабан объявил о своем уходе из высокой моды, потому что сама высокая мода, по мнению  кутюрье, перестала соответствовать новому тысячелетию.

Новые веяния нового тысячелетия коснулись многих аспектов жизни, в том числе, как это ни странно, и кулинарию. В крупных европейских столицах начали создаваться оригинальные чайные и кондитерские салоны. Знаменитые кондитеры соревновались между собой в создании новых вкусов и яркого внешнего оформления кондитерских изделий. Часто они черпали вдохновение, представляя свои кондитерские коллекции на модных показах. Кутюрье также видели творческий потенциал в создании авторских кондитерских изделий для гурманов. Не обошли эти веяния и Пако Рабан, который принял участие в показе коллекции кондитерских изделий сезона 2006—2007 в роскошном Café de la Paix в Париже. Это была коллекция из трех кондитерских изделий, созданных мужчинами, для которой Пако Рабан представил свой торт «Saveurs Croisées», созданный по его дизайну знаменитым шеф-поваром Laurent Delarbre.

 

Paco Rabanne - Торт Saveurs Croisés фото

 

Торт, выполненный в виде шахматной доски, сочетал  в себе шоколадный бисквит, кокосовый мусс, миндальное печенье, засахаренный фундук, сливочный шоколад и карамель. Это была настоящая мозаика вкуса!

Несморя на то, что Пако Рабан ушел из высокой моды, фирма Пако Рабан продолжала оставаться одним из ведущих домов моды. Бренд продолжил развитие коллекций прет-а-порте под руководством Розмари Родригес (исп. Rosemary Bodrigue — 2000—2005) и, позднее Патрика Робинсона (англ. Patrick Robinson 2005—2006). После ухода Патрика Робинсона группа Puig не могла найти художественного руководителя и в 2006 году группа Puig приняла решение заморозить линию одежды прет-а-порте.

 

Дом Пако Рабан фото

 

И только в 2011 году креативным директором легендарного французского Дома моды Paco Robanne был назначен молодой индийский модельер Маниш Арора (фр. Manish Arora (2011—2012) — один из самых знаменитых и вдохновляющих современных дизайнеров в мире моды. Он известен своим тонким мастерством и уникальной игрой цветов, например, его фирменной палитрой розового и золотого.

Маниш Арора разработал две успешные коллекции женственной и красочной линии прет-а-порте, где удачно сочетал суть бренда и свой личный подход. Показы были яркими, зрелищными и очень удачными.

«Я счастлив, что выполнил возложенную на меня миссию и вернул этот культовый бренд на передний план».

 

Коллекции 2011-2012 г.г. Manish Arora (Пако Рабан) фото

Маниш Арора возрождает символичный дух дома, включив металлические элементы в модели одежды и возвращает на рынок знаменитую первую сумку Paco Rabanne — Le 69, сотрудничая с японским брендом Comme des Garçons.

В 2012 году на смену Маниш Арора приходит Лидия Маурер (нем. Lydia Maurer 2012 — 2013), которая смогла вдохнуть женственность и настоящую современность в готовую одежду Paco Rabanne

Но по-настоящему бренд вернулся в центр внимания модной индустрии в 2013 году благодаря молодому художественному руководителю Жюльену Доссена (фр. Julien Dossena), который дал новый импульс бренду, благодаря реформированию и новаторскому подходу. Это стало поистине грандиозным медиа-событием. Он сумел не только возродить линию одежды прет-а-порте, но и  запустил новую парфюмерную линию «Pacollection» с абсолютно новыми и смелыми ароматами унисекс в небьющихся серебряных флаконах.

 

Pacollection фото

 

Возглавив бренд, Жюльен Доссена работает над поиском современного понимания Пако Рабанна, создавая дизайны, которые, по его словам, «возвращают силу работ Пако Рабанна, но также дают мне возможность выразить свой голос».

«Создание бренда требует много энергии и времени, потому что все должно быть прибыльным».

 

Julien Dossena фото

 

Для Жюльена Доссена было важно, чтобы наследие Пако Рабан возродилось в обновленной живой легенде. Философией его дизайна стало сочетание прошлого, настоящего и будущего. Знаменитая «кольчужный» стиль Рако Рабан используется для создания новых обволакивающих силуэтов, струящихся по телу. Сочетая, казалось бы, несочетаемое,  Жюльен Доссена подбирает к струящимся силуэтам сапоги на танкетке а-ля коньки. Он использует принт в стиле барокко, кружево. В разные сезоны дизайнер создает доступный гардероб, сочетая спортивную одежду с духом дизайна Пако Рабанна. «Я пытаюсь передать идею инновационного и технического Paco Rabanne, используя металлические материалы и играя с модульным элементом, но с более спортивной одеждой и легкостью в носке»,

«Мне пришлось расширить гардероб, чтобы найти наших клиентов, выходящих за пределы этой памяти о далеких шестидесятых с их  ценностями, радикализмом, артистичностью, авангардом и духом диско».

Коллекция весна-лето 2021 — увлекательная, незабываемая и очень удачная коллекция, которая произвела настоящий фурор в мире моды.

Пако Рабан неоднократно удостаивался наград. Его первой наградой стала награда Парижского биеннале (англ. Biennale de Paris) в 1963 году. В 1969 году он получил приз «Индустрии красоты» за дизайн флакона духов Calandre. В 1989 году президент Французской Республики присвоил ему звание офицера Французского Ордена Почетного легиона (фр. Ordre national de la Légion d'honneur). В том же году Испании награждает Пако Рабан Королевским Орденом Изабеллы Католической (исп. Orden de Isabel la Católica). В 1990 году Пако Рабан получает награду Golden Thimble (Золотой наперсток), а в 1994 году — Золотую медаль за заслуги в области культуры и искусства Мадридского университета Комплутенсе (Universidad Complutense de Madrid). В 2001 году он был награжден Золотой медалью за заслуги в области изящных искусств (исп. Medalla de Oro al Mérito en las Bellas Artes), а в 2010 году был отмечен Национальной премией в области дизайна моды (исп. El Premio Nacional de Diseño de Moda).

Сегодня Дом моды Paco Rabanne — процветающий и желанный бренд, сочетающий динамику современности с элементами футуризма, а его создатель - Пако Рабан — считается одной из самых знаковых фигур мировой моды.

 

Из фильма Paco Rabanne, Mode Révolutionnaire Режиссер Энтони Мутти Фото
Из фильма Paco Rabanne, Mode Révolutionnaire Режиссер Энтони Мутти

 

Сам же художник живет очень уединенно во Французской Бретани.Он немного пишет, немного рисует и вполне счастлив. В интернете даже появился слух, что самый сексуальный кутюрье намерен жениться. Как бы там ни было — Пако Рабан и по сей день остается самым дерзким и провокационным кутюрье в мире моды.

 

Больше об Испании: Треугольник Дали — Вселенная художника, Камило Сесто — Camilo Sesto — испанский Фрэнк Синатра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: