Хоакин Соролья — художник света, солнца и моря

Хоакин Соролья (Joaquín Sorolla) был самым авторитетным испанским художником того времени, оставивший после себя более 2200 работ. Сами испанцы называют его художником света, солнца и моря.

Хоакин Соролья родился 27 февраля 1863 года в Валенсии. Он был старшим ребенком в семье, ему было всего два года, когда Хоакин с младшей сестрой оказались сиротами из-за смерти обоих родителей, которых унесла эпидемия холеры. Воспитание детей взял на себя José Piqueras Guillén –  дядя, который обучал мальчика слесарному делу.

Хоакин очень рано проявил свой интерес к живописи. Посещая обычную школу (Escuela Normal Superior de Valencia), он одновременно вечерами обучался рисованию (с 1876 по 1878 годы) в Школе ремесленников (la Escuela de Artesanos). Его учителем был скульптор Cayetano Capuz.

Закончив первоначальное обучение, в 1878 году Хоакин поступил в школу изящных искусств Сан-Карлоса (Escuela de Bellas Artes de San Carlos). Он был учеником таких испанских художников как Salustiano Asenjo и Francisco Domingo, параллельно работая в качестве помощника в мастерской выдающегося фотографа Антонио Гарсиа Периса (Antonio García Pеrís, который в 1888 году стал зятем Хоакина).

В 1880 году Хоакин Соролья впервые принял участие в выставке, организованной Обществом Отдыха El Iris  в Валенсии, где он получил серебряную медаль за свою работу Moro acechando la ocasión de su venganza

 

Joaquín Sorolla фото

 

Постигая мастерство живописи, он дважды посещает el Museo del Prado в Мадриде, учась делать копии картин Диего Веласкеса (Diego Velázquez) , Хосе де Риберы (Jose de Ribera) и Эль Греко (El Greco).

В 1881 году художник основал свою первую студию живописи. Отдавая работе всего себя, два года спустя Хоакин Соролья принимает участие в региональной выставке в Валенсии с работой Monja de oración, за которую он получил золотую медаль.

В это же время он усиленно работает над исторической картиной El dos de mayo, где изображает битву защитников Мадрида (2 мая 1808 года) в начале войны за независимость. С этой картиной в 1884 году Соролья примет участие на Национальной выставке в Мадриде (la Exposición Nacional de 1884).

 

Joaquín Sorolla фото

 

Участие в Национальном конкурсе приносит ему вторую золотую медаль, после чего он с другой своей картиной — El grito del Palleter - подает заявку муниципальным властям Валенсии на получение стипендии для обучения в Испанской академии изящных искусств в Риме, куда он и отправляется в 1885 году.

Будучи в Риме, Хоакин Соролья знакомится с испанским бизнесменом Педро Хил Морено де Мора (Pedro Gil Moreno de Mora), который был большим поклонником искусства и который приглашает художника посетить его в Париже. Так впервые весной 1885 года Хоакин приехал в Париж — город, который определил судьбу художника и вывел его творческую карьеру на международный уровень. Это был период знакомства с другими испанскими художниками, такими как José Villegas Cordero, José Benlliure Gil, Emilio Sala Frances Знакомясь с творческой жизнью Парижа он посещает мастерские, музеи и выставки, где знакомится с творчеством таких художников как  Adolph von Menzel и Jules Bastien-Lepage, в чьих работах его привлекает игра солнца и воздуха. В Париже Соролья делает многочисленные записи и исследования, как на улице, так и в мастерской своего друга Pedro Gil.

1886 году, после отправки в академию, Соролья побывал в Пизе, Неаполе, Флоренции и Венеции, где работал над пейзажами. В Италии того времени существовал постоянный спрос на небольшие пейзажные полотна и большую часть работ этого итальянского периода были проданы художником, что было дополнительным доходом для молодого Сорольи.

Вернувшись в Рим, художник начал свою следующую крупную работу, предназначенную для Национальной выставки 1887 — El Entierro de Cristo, за которую он получил Почетную премию. Эта награда была самой низшей из всех возможных и она показалась художнику недостаточной. Картина подверглась резкой критике и, вероятно, это стало большим бедствием в творческой карьере художника, потому что он, не колеблясь, уничтожил свое творение.

Между 1886 и 1887 годами, уже в Риме, Хоакин Соролья написал El padre Jofre protegiendo a un loco. Это была его последняя работа  в качестве стипендиата.

 

Joaquín Sorolla -El Padre Jofré protegiendo a un loco фото

В 1889 году, после окончания обучения в Испанской академии изящных искусств в Риме, художник, будучи уже женатым, возвращается в Валенсию, где он встречает Vicente Blasco Ibáñez. Знакомство с валенсийским писателем и художником вскоре перерастает в крепкую дружбу, сыгравшую  определенную роль в творчестве Соролья. Он становится членом Республиканской партии и этот период творчества художника отмечен картинами определенной социальной направленности, которые были востребованными на официальных конкурсах. Так появляются Otra Margaritа, Trata de blancas, ¡Aún dicen que el pescado es caro!, Triste Herencia. Эти работы — уже не просто работы пейзажиста или колориста, а работы талантливого художника, который умеет думать и чувствовать. Это творение писателя, который использует кисть вместо пера.

 

Joaquin Sorolla Фото

 

Joaquín Sorolla - ¡Aún dicen que el pescado es caro! фото

 

В 1895 году работы Trata de blancas и La vuelta de la pesca французское государство приобрело за 6000 франков для Люксембургского музея. Сегодня картины находятся в собраниях Музея д'Орсе.

 

Joaquin Sorolla - La vuelta de la pesca фото
Joaquin Sorolla — La vuelta de la pesca 1894 Museo D'Orsay

 

Оттачивая мастерство и работая над созданием своего неповторимого стиля, он часто рисовал жену и детей. Его семья всегда была важной частью работ художника и с изображений близких началась его работа как портретиста, которая с годами только набирала популярность.

Уже тогда художник имел определенную известность в художественных кругах. Постепенно начала появляться первая клиентура, желающая заказать портрет художнику. С легкой руки его друга Aureliano de Beruete, который предложил Хоакину  попробовать себя в этом жанре, художник начинает писать портреты, и эта работа оказывается чрезвычайно прибыльной.

Хоакин Саролья писал портреты друзей и близких, позирующих как в мастерской, так и в садах его собственного дома, и на открытых пространствах. Он также писал портреты писателей, актрис, актеров и многих других известных личностей. Среди персонажей, которые ему позировали в разное время, была даже королевская семья, что подтверждает уровень его мастерства и рост его популярность.

 

Joaquín Sorolla фото

В 1900 году художник переносит свою студию в Мадрид.

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году Хоакин Саролья завоевал Гран-При за картину Triste Herencia и был номинирован на знак Рыцарь Почетного Легиона.

 

Joaquin Sorolla -Triste Herencia фото

Национальная выставка в Мадриде в 1901 году только подтвердила его успех.

После громкого признания Соролья все больше и больше выставляется в салонах и в художественных галереях Европы. Начинается новый период  творчества художника, когда он начинает сотрудничать с всемирно известными мастерами, постепенно  наполняя светом и легкими красками свои полотна.

 

Joaquin Sorolla 1903-1904 фото

Он начал рисовать на открытом воздухе, мастерски запечатлевая свет солнца и краски Средиземного моря. Меняется не только тематика, но и техника его живописи. В его палитре появились светлые краски и уникальные световые эффекты, его мазки стали более экспрессивными. Работы Хоакина Сорольи особенно выделяются изображением света. Немногие художники достигли вершин мастерства в балансе между светом и тенью, но Соролья виртуозен в передаче световых эффектов и теней. Его работы этого периода окончательно закрепили за ним мировую славу.

 

Фото Joaquin Sorolla 1904-1905

На своей первой персональной выставке в галереях Жоржа Пети (galerie Georges Petit) в Париже в 1906 году Хоакин Соролья вместе с картинами продемонстрировал портретную живопись. Выставка имела оглушительный успех. Из почти пятисот работ, участвующих в выставке, 75 полотен были проданы за 230 650 франков. Это были большие деньги в то время. В благодарность художник безвозмездно передал французскому государству одну из своих картин.

После успеха выставки 1906 года Соролья уже стал международной звездой: в 1907 году он выставлялся в Германии (Берлин, Дюссельдорф и Кельн), в 1908 году в Лондоне, где Хоакин знакомится с магнатом и меценатом Арчером Милтон Хантингтон (Archer Milton Huntington) – основателем Испанского общества Америки (Hispanic Society of America), который прибыл в Лондон с намерением приобрести для Общества картины испанского художника Aureliano de Beruete и работы историка испанского искусства Manuel Bartolome Cossio. Именно Арчер Милтон Хантингтон начал продвигать творчество Сарольи в Америке.

 

Joaquin Sorolla 1909 фото

 

Joaquin Sorolla 1909 фото

В 1909 году художник начал свое триумфальное турне по Америке (Нью-Йорк, Чикаго, Буффало, США). Бостон и Сент-Луис). Работы Саролья имели оглушительный успех. Ни одна выставка ни до, ни после не имела такого большого количества посетителей. С 4 февраля по 8 марта 1909 года на выставке побывали 160 000 человек. Здесь были представлены 356 картин, 195 из которых были проданы. На этой выставке сам Хантингтон приобрел некоторые из работ Сорольи. Североамериканская публика по достоинству оценила художественный способ передачи световых эффектов художника, благодаря чему картины Саролья  приобретали мощную жизненную силу. На волне этого успеха Испанского общества Америки предложило художнику реализовать серию портретов и картин, отражающих различные аспекты жизни Испании и Португалии.

В ноябре 1910 года в Париже художник и Хантингтон подписали контракт о создании серии больших исторических картин.

Для реализации заказа художник много путешествовал по Испании. В то же время он продолжает выставлять свои полотна как в Испании, так и в других странах.

 

Joaquin Sorolla фото

За это время он собирал всевозможную документацию и подготовительный материал: фотографии и журналы  одежду, украшения или предметы, которые появятся на некоторых эскизах и в финальных панно. Он делает множество рисунков и этюдов гуашью

Период с 1913 по 1919 год, который оказался заключительным этапом в творчестве Соролья, художник нарисовал четырнадцать гигантских полотен, где иллюстрировал пейзаж, культуру или типичные сцены из жизни разных регионов Испании и Португалии. Visión de España - подлинный памятник испанской цивилизации и культуре. Все они находятся в Музее Hispanic Society of America в Нью-Йорке.

Visión de España

 

Joaquin Sorolla – Castilla. La fiesta del pan 1913

 

Joaquin Sorolla - Castilla. La Fiesta del Pan. 1913 фото

 

«Праздник хлеба» -  самое большое полотно серии картин «Visión de España» (Виденье Испании), знаменующее Кастилию. В отличии от других работ, где Соролья рисует жанровые сцены определенного региона, его Кастилия — полотно, изображающее традиционную фиесту хлеба, отмечаемую в некоторых регионах Испании, это смесь персонажей и испанских мотивов  Если в процессе работы модели были написаны с натуры, то композицию полностью Соролья завершил в своей мастерской в Мадриде.

 

Joaquin Sorolla фото

 

Joaquin Sorolla — Sevilla. Los nazarenos 1914

Хоаким Соролья работал над картиной в Монастыре Сан-Клементе в Севилье. В Museo Sorolla сохранилась фотография, где художник с палитрой и стулом работает над этой картиной на территории Монастыря. На картине изображена религиозная процессия. Искусствоведы отмечают успех в выборе доминирующего тона картины, ее мягкой гармонии и движения, мастерство в изображении черного, что особенно трудно передать при резком солнечном освещении неумолимого солнца Севильи. Работая над этой картиной, Соролья параллельно пишет для Арчера М. Хантингтона портрет маркиза Хересского (Marqués de Jerez).

Joaquin Sorolla – Aragón. La Jota 1914

Закончив панно в Севилье, Соролья едет на несколько недель в Мадрид, планируя провести лето в Сан-Себастьяне со своей семьей. На отдыхе он использует все возможности, чтобы рисовать панно, посвященные Арагону, Стране Басков и Наварре. Соролья по праву отождествляет арагонцев с хотой. Он давно вынашивал эту идею — писать людей в движении, в танце, неоднократно делал эскизы В результате получился один из лучших образцов отображения цвета, присутствующий как в  изображении костюмов, так и в изображении пейзажа.

Joaquin Sorolla — Navarra. El Concejo del Roncal 1914

Когда панель Арагона была закончена, Соролья взялся за реализацию панели Наварры. На панно изображено заключение договора 1375 года, который назывался Junta de Roncal (или Дань Трех Коров в простонародье) и суть которого заключалась в разрешении спора между французской долиной Barétous и долиной Roncal. В 1375 году арбитражный суд вынес бессрочный приговор жителям долины Barétous ежегодно вносить плату за использование пастбищ долины Roncal. Каждый год 13 июля жители двух долин встречаются на границе и представители долины Barétous дарят жителям долины Roncal трех коров.

Для реализации этой картины Соролья использовал карандашные рисунки, эскизы, написанные гуашью летом 1912 года.

Испанский искусствовед Garín Ortiz de Taranco писал об этой картине: «Впечатляющее красочное изображение, такое живое и яркое...Здесь есть что-то от лучшего немецкого постимпрессионизма, старых голландских корпоративных портретов, много спокойствия Веласкеса, хроматическая радость и гражданское чувство романтизма Делакруа — флаг на ветру, женщины, которые кажутся восточными, сидящие справа...  на заднем плане мельком виден пейзаж, самый импрессионистический на всей картине — с зеленью, и охрой в горах...»

 

Joaquin Sorolla фото

 

Joaquin Sorolla — Guipúzcoa. Los Bolos 1914.

После панелей Арагона и Наварры Соролья со своей семьей направляется в Сан-Себастьян с намерением сделать панно Страны Басков. На панно изображена игра в боулинг с ландшафтом, где на заднем плане мы видим гору Igueldo. Картина отличается мягкой гармонией цветовой гаммы, в которой преобладают зеленые и серые тона. Единственными теплыми тонами являются телесные тона и две детали одежды центральных фигур. В этом смысле эта панель представляет собой полную противоположность цветному изобилию панно Кастилии, Наварры и Арагона.

Joaquin Sorolla — Andalucía. El encierro 1914.

Работая все лето в северной Испании, 6 октября 1914 года Соролья возвращается в Мадрид и на следующий день уезжает в Севилью, чтобы сделать еще одно панно, посвященное Андалусии.

Работа над этой картиной началась в поместье его знакомого Педро Гонсалеса (Pedro González), где с 8 по 16 октября художник нарисовал десять этюдов виноградников и женщин, собирающих урожай.

На переднем плане — всадники, ведущие быков по сельской дороге, на заднем — обширные виноградники, где женщины собирают урожай. Вдалеке угадывается пейзаж Кадиса.

Искусствоведы полагают, что при создании центральной и левой части панно Соролья использует эскизы, сделанные ранее, в 1912 году. Правая же часть представляет собой сцену из зарисовок Эстремадуры.

 

Joaquin Sorolla — Sevilla. El Baile 1915

 

Joaquin Sorolla - El Baile, 1915 фото

 

На этом панно изображена типично испанская сцена, полная цвета, света и движения. Делая акцент на фигурах танцующих женщин, Соролья мастерски запечатлевает движение тел, кружение юбок, бахрому красочных шалей...

Он пишет Хантингтону: — «Сейчас я рисую Fiesta de la Cruz de Mayo, то есть танец Севильи — возможно, это все, что я сделал наиболее сложное и трудное из света и цветов, плюс движения» Чуть позже Соролья дополняет: «Вышеупомянутая картина радостная, так как она полна красок, и севильские девушки танцуют. Следовательно, здесь есть внутренний дворик, его колонны, его сильный свет и много радости. Его тональность ясная и прозрачная как огромная акварель».

 

Joaquin Sorolla — Sevilla. Los Toreros 1915

 

Joaquin Sorolla - Los Toreros 1915 фото
Joaquin Sorolla — Sevilla. Los toreros, 1915 The Hispanic Society of America. New York, USA

 

Панно, посвященное тореадорам, считается одним из самых противоречивых по оформлению и наименее удачным по исполнению. Коррида не могла быть не включена в серию картин об Испании. Однако, негласным условие было — не задеть чувства зрителей изображением крови, которая сопутствует корриде. Возможно даже, что сам Хантингтон предложил отобразить не сам бой быков, а зрителей и арену, даже без изображения самих животных. Соролье пришлось прибегнуть к компромиссу: он не стал рисовать сам бой быков, а изобразил различные моменты, сопутствующие корриде — как на этой картине, где изображено приветствие президенту перед началом корриды. Кроме того, искусствоведы отмечают несоответствия в хроматическом и световом контрасте фигур.

 

Joaquin Sorolla фото

 

Joaquin Sorolla — Galicia. La romería 1915

Отдохнув в течение нескольких месяцев, в середине июля Соролья вместе с женой и детьми, отправляется в Villagarcía, чтобы запечатлеть Галисию. Он основывает свою мастерскую в замке Виста-Алегри (Castillo de Vista Alegre), который выходит на устье реки Ароза (Río de Arosa). «Я выбрала Villagarcía за то, что она более популярна, более известна своим красивым горизонтом, и за то, что я хочу характеризовать сцену моей картины, на фоне этой красивой реки». Перед написанием картины он проделает большую подготовительную работу, чтобы составить подлинное представление о галисийской жизни ... «Я поеду в Сантьяго, чтобы пропитаться чистой галисийской атмосферой, увидеть черты характера и раздобыть костюмы, шляпы». На полотне фигуры составляют компактную группу, в центре которой волынщик и молодые женщины на переднем плане. Искусствоведы отмечают некоторое поглощение фигур пейзажем, где взаимодействие листвы, солнечного света и цвет играют главенствующую роль.

Joaquin Sorolla — Cataluña. El pescado 1915

По возвращении из Галисии, буквально через несколько дней, Соролья отправляется в Каталонию, чтобы начать писать полотно, посвященное этому региону Испании. Еще в мае, перед посещением Галисии, Соролья пробыл несколько дней в Барселоне, чтобы найти идею для картины и договориться об аренде жилья, где он мог бы во время работы жить с семьей. Еще тогда Соролья писал жене из Барселоны, что он хочет нарисовать барселонский порт, потому что это то, что больше всего характеризует жизнь Каталонии. В то посещение Барселоны Соролья знакомится с такими художниками, как Hermenegildo Anglada Camarasa и Santiago Rusiñol, и с архитектором Antoni Gaudí. Но, в конце концов, планы художника изменились и он решил отложить работу над полотном, посвященным Каталонии, до сентября. Прибыв в Барселону в сентябре, художник меняет свои намерения и отдает приоритет другой композиции, которая была названа «El pescado» — Рыба. Для воплощения новой идеи он перебирается на пляж Santa Cristina в городке Lloret  de Mar.

Эту картину характеризует реалистичность написания фигур, находящихся в центре, и совершенно живописная свобода, с которой написан фон, и особенно сосны. И это противоречие создает огромную выразительную интенсивность панно.

 

Joaquin Sorolla фото

.

Joaquin Sorolla — Valencia. Las Grupas 1916

14 января Соролья едет в Валенсию, чтобы нарисовать панно, посвященное Валенсийскому региону. Его первоначальное намерение состояло в том, чтобы изобразить сцену сбора урожая в апельсиновой роще. Как всегда, первые дни пребывания на новом месте, были потрачены на изучение окрестных деревень в поисках подходящей натуры, покупке одежды для моделей, украшений и других элементов для работы. Первоначально Соролья имел намерения писать апельсиновый сад в городе Alzira, но позднее предпочел сад тестя в Валенсии, изменив идею сцены. Изменение темы было связано с общей концепцией «Видения Испании». Он писал жене: — «Если мне повезет, это будет, пожалуй, самое счастливое панно из всех, особенно типичное». С упоением работая над картиной, он пишет: — «Это приносит такую ​​радость, это так красиво, что я не помню, чтобы я что-то делал так эмоционально». В картине больше отдается предпочтение цвету, чем рисунку, однако, изображение упорядочено, а пространство хорошо понято.

Изображение сцены в целом мастерски показывает само движение — способность, которую Соролья демонстрирует в своих многочисленных зрелых произведениях.

Joaquin Sorolla — Extremadura. El Mercado 1917

Регион Extremadura уже был в первоначальных планах художника. Поэтому в январе 1917 года Соролья отправился в Эстремадуру с несколькими идеями для панно, посвященному этому региону. Художник посетил города Cáceres, Plasencia, Montehermoso  и Mérida, где его просто восхитит римский театр.

Картина имеет очень точную и оригинальную композицию. На панно изображены жителей Montehermoso, прибывающие на рынок в Plasencia. Сам художник писал о картине, что это очень сложное по ценности, и очень простое по композиции полотно. Работа с моделями была закончена буквально за две недели и картина была полностью завершена в студии в Мадриде. Быстрое исполнение работы было обусловлено ясностью концепции художника. Большой вклад в создание картины внес ученик Соролья Santiago Martínez, который не только отвечал за сбор всего материала, но и помогал в написании заднего фона картины.

Как всегда, Соролья мастерски использует хроматические и световые оттенки. Живописная и натуралистическая направленность картины раскрывает многогранность таланта художника.

Joaquin Sorolla — Alicante. El palmeral 1919 

Этой тринадцатой картиной Соролья завершает серию «Испанский Леванте». Композиция изображает работников пальмовой плантации, собирающих спелые финики и аккуратно раскладывающих их в круглые корзины. Это очень простая композиция, в которой преобладают пальмы.

Соролья пишет: — «...картина идет медленно, но хорошо, и, так как я так давно не делал ничего, что было связано с прекрасным открытым воздухом, я в восторге от ежедневного созерцания этого чуда...»  Художнику потребовалось 30 сеансов , чтобы закончить работу над полотном.

Выделяется великолепный цвет картины, а также свет, проникающий сквозь пальмовые листья, как будто покрытых туманом.

Панно «El palmeral» считается одним из самых красивых в декоре, как по композиции, так и по теплому свету, который проникает сквозь пальмы.

Следует отметить, что к 1918 году художник превысил пятилетний срок выполнения проекта, обозначенный в контракте с Хантингтоном. Он не только превысил срок выполнения заказа, но и (правда, по согласования с Хантингтоном) не нарисовал полотно, посвященное Португалии как того требовали первоначальные договоренности. Невозможность поехать в соседнюю страну из-за политической нестабильности изменили планы художника. Но, чтобы приблизиться к исполнению условий заказа в той части, которая относится к Португалии, Соролья вместе со своим учеником Santiago Martinez (который сотрудничал с художником при создании полотна, посвященного Эстремадуре) ищет такое местоположение в Испании, которое географически связывало бы цикл панно испанских регионов с соседней Португалией. И, в конце концов, находит его — это побережье города Ayamonte, граничащее с португальской границей.

«Это идеал того, что я хочу... здесь тунец ловится в больших количествах, и напротив меня Португалия,  разделяющая нас река Guadiana, ширина которой километр...  красивая, чудесная, и побережье Айямонте...где есть баржи, пароходы, лодки и т. д. Бесчисленные маленькие лодки непрерывно перевозят людей из Португалии в Испанию, и это то, что я хотел бы увидеть, и мне просто нужно найти костюмы, которые будут характерны для моей картины» .

Joaquin Sorolla — Ayamonte. La pesca del atún 1919

 

Joaquin Sorolla - La Pesca del Atun 1919 фото

 

Работа над картиной началась 9 мая 1919 года и была закончена в конце июня.

«Нет ничего лучше Средиземного моря. Эта работа трудна, но больше всего на свете я не обладаю той силой движений, которая была у меня раньше, это старость, и я не должен злиться, я хочу закончить эту работу, чтобы больше не думать об этой переосмысленной и тяжелой для моих лет системе работы»

Панно отличает точная композиция, твердый рисунок, умное и умелое обращение со светом и цветом, где подчеркнуты хроматические оттенки белого, ослепляющее отражение солнца от воды, богатый колорит и динамизм фигур. Прямой солнечный свет и определяемые им мощные контрасты стали одной из самых важных характеристик панно.

2 июля Соролья писал Хантингтону: — «С Божьей помощью я выполнил поручение, которое вы мне дали. Все сделано после многих страданий и радостей ... В день Святого Петра я сделал свой последний мазок: я нарисовал панно в Айямонте, обращенный к португальскому побережью, и это мне очень нравится в моей картине. Я думаю, что это самая смелая из всех, хотя я много пострадал из-за характера работы".

Панно La pesca del atún, наряду с панно  El palmeral, считаются одними из лучших в серии картин «Видении Испании» Хоакима Соролья.

Он умер 10 августа 1923 года, так и не увидев своего великого «Видения Испании», которое будет установлено только в январе 1926 года.

По желанию его вдовы художника, Клотильды Гарсиа дель Кастильо (Clotilde García del Castillo), семейный дом и принадлежащие ей коллекции были переданы в дар испанскому государству для создания музея памяти ее мужа.

 

Больше об Испании здесь

 

 

 

 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: