Фламенко — это выражение души, это вечное, и это за пределами искусства

«Испания — это страна, где есть несколько вещей, но каждая из которых кажется существенной и вечной» — эти слова Хорхе Борхеса (Jorge Luis Borges) можно с полным основанием отнести к фламенко. Действительно, фламенко, не только представляет народ: оно отличает его от других. Так что же такое фламенко?

Фламенко фото

Фламенко — это самый характерный музыкальный жанр в Испании, который сочетает в себе музыку, песни и танцы. Он является художественным выражением, родившимся из смеси многих культур: арабской, еврейской, цыганской (которые прибыли в Испанию в XV веке).

Говоря о происхождении или рождении фламенко, называют воображаемый треугольник, который охватывает территорию между Севильей (Sevilla), Хересом (Jerez) и Кадисом (Cádiz). Каждое из этих мест оказало влияние на стили жанра. Например, песня, которая поется в Триане (Triana), непохожа на песню, которая поется в Кадисе (Cádiz). Со временем фламенко вышло за пределы не только этого треугольника, но и за пределы Испании. В Испании же, помимо Андалусии – колыбели жанра -  фламенко укоренилось в Картахене (Cartagena), в Мурсии (Murcia), в Бадахос в Эстремадуре (Badajoz en Extremadura), в Саламанка (Salamanca) и Вальядолид (Valladolid) в Кастилья-Леон (Castilla- León), Мадрид (Madrid) и Барселона (Barcelona).

Жанр фламенко родился в последней трети XVIII века и существует чуть более двух веков.

История фламенко включает в себя несколько периодов развития и становления.

Начальный этап охватывает период с последней трети XVIII века до начала XIX века. Существует множество теорий зарождения фламенко, но все они имеют общие допущения. Первоначально фламенко родилось как жалоба, как способ выражения чувств отчаяния и уныния. Этот период сохранил имя Tío Luis el de la Juliana (настоящее имя Luis Montoya Garcés), который был первым известным певцом фламенко и который является создателем tonás – одного из стилей жанра.

Следующий этап известен как Золотой век (1840—1860), и именно тогда появляется легендарный певец и гитарист El Planeta (настоящее имя Antonio Monge Rivero). Он стал первым, по-настоящему известным певцом, благодаря немногочисленным сохранившимся документам. El Planeta родилась в Кадисе в конце XVIII века. Некоторые исследователи объясняют его имя  El Planeta тем, «что в своих песнях он взывал к звездам». Не очень много известно о нем и то, что известно, носит характер гипотез и предположений. Но ясно одно — впоследствии, создавая новые песни, обучая других исполнительскому мастерству, его последователи и ученики, такие как El Fillo, Frasco el Colorao, Lázaro Quintana, Paquirri el de Cádiz, Silverio Franconetti, Tomás El Nitri распространяли его музыкальное наследие, что дало новый толчок развитию этого музыкального жанра.

Еще одной значимой фигурой того периода был ученик El Planeta, цыганский певец El Fillo (настоящее имя Antonio Ortega Heredia). Он родился в Puerto Real, что недалеко от Кадиса. El Fillo имел особый уникальный тембр голоса, которому многие подражали.

Третьим периодом в истории фламенко была эпоха певческих кафе (1860—1920), время, когда жанр получил наибольшее признание и распространение.

Fabian Perexz фото

 

Появляются несколько исключительных и неповторимых фигур, таких как Silverio Franconetti, Tomás El Nitri, Enrique el Mellizo, Antonio Chacón, Niño de Marchena и других.

Поначалу кафе, которые впоследствии начали называться певческим кафе, не имели никакого отношения к фламенко. Это были своего рода  культурные заведения – места встреч и общения городской буржуазии. Появление певческих кафе возникло благодаря моде, которая в это время возникла в Европе. Начали появляться различные музыкальные, концертные кафе, кофейные заведения. Позднее во Франции появились первые кабаре. В то время фламенко уже начинает завоевывать популярность и певческие кафе в Испании превращаются в кафе для пения и танца фламенко.

Fabian Perez фото

Именно в этот период появились элементы, которые до сих пор являются важнейшей частью жанра. Изначально фламенко не сопровождалось гитарами, оно состояло только из пения и движения тела, подкрепленных ритмом ладоней и обуви танцора. Введение Рамоном Монтойя Саласар (Ramón Montoya Salazar) гитары в конце XIX века дало фламенко тот ритм, который сделал этот жанр более танцевальным. Фламенко начинает объединять певца, танцора и музыканта и гитара становится незаменимым инструментом. Традиционный жанр фламенко имеет определенные формальные структуры, которые позволяют певцам, гитаристам и танцорам понимать друг друга без предварительной репетиции. Как и в случае с джазом, между гитаристом и певцом есть много выразительных знаков. И каждый стиль фламенко отличается от другого согласно комбинации этих знаков. Гитарист, который сопровождает танец или пение, знает не только музыку, которая соответствует танцу, но знает, где ускорить ритм, где замедлить его, где закончить. Он интуитивно оценивает динамику, налагаемую музыкальной эстетикой фламенко. Уникальна не только сама гитара фламенко, но и техника игры на ней. Гитары фламенко, хотя внешне похожи на стандартные классические гитары, специально созданы для этого музыкального жанра. Комбинация песни, гитары и танца дало множество вариантов и существует множество стилей фламенко. В это же время появились юбки со шлейфом. И танец приобретает беспрецедентное великолепие.

Первоначально жанр фламенко зачастую ассоциировался с маргинальными слоями населения – с цыганами, пьяницами, проститутками. Но с появлением певческих кафе образ жанра постепенно менялся. Публика певческих кафе была весьма разнородна: от пьяниц и простых студентов до знатных господ и дам. Певческие кофе были очень важны с точки зрения развития фламенко. Однако, не все приветствовали певческие кафе. Стереотипы некогда плохой репутации этого жанра сыграли свою роль в том, что противники новизны подвергали сомнению уместность певческих кафе. В 1908 году правительство ввело ограничения в отношении мест отдыха и развлечений. Эти ограничения вынудили артистов певческих кафе искать новые места, где можно было бы представить свое искусство. И организаторы выступлений без колебаний использовали фламенко в качестве заявки на выступления в театрах и других крупных местах, таких как цирки и арены для боя быков. Эти перемены заставили художников адаптироваться к новым временам. Так начался новый период в истории жанра — появление оперы и театров фламенко (1920—1940).

Знаменитый исполнитель фламенко Хуан Брева (Juan Breva) считается одним из первых, кто способствовал этому.

Все те изменения, которые произошли в музыкальном жанре, приветствовались далеко не всеми. Так в 1922 году .Manuel de Falla и группа художников и интеллектуалов, в числе которых был Федерико Гарсия Лорка (Federico García Lorca), организовали национальный песенный Конкурс (Concurso Nacional de Cante Jondo de Gran), целью которого было восстановить старые элементы фламенко, которые подверглись изменениям в период певческих кафе. Однако, Конкурс не повлиял на структуру жанра, он только еще больше послужил пропаганде искусства фламенко.

Некоторые историки считают, что опера, еще больше, чем театр, навредила жанру, потому что фламенко должно способствовать возникновению близости и интимности, а этого не могло произойти с большой массой людей. Некоторые музыковеды утверждают, это не было никаких опер фламенко, это было простой деловой схемой, чтобы платить меньше налогов. Опера фламенко была явлением, возникшим с двадцатых годов и процветала во время диктатуры Франко (Franco). Она позиционировалась как символ подлинной Испании  и ставила цель донести национальное искусство до максимально большой аудитории. Fandangos и fandanguillo были самыми популярными стилями на этом этапе. Этот период прославил такие имена кaк Niña de los Peines, Manuel Torre, Antonio Mairena y Manolo Caracol и др.

К 1936 году фламенко покорило весь мир и достигло пика в творчестве и разнообразии репертуара. Но Гражданская война в Испании положила начало самому трагичному периоду истории жанра. Это было  время, когда многие мастера заплатили изгнанием, забвением, остракизмом, репрессиями и кровью за то, что присоединились к Республике. После окончания Гражданской войны франкизм продолжал с подозрением смотреть на мир фламенко, потому что фламенко с самого начала было выражением протеста против несправедливости и притеснений. Однако, режиму удалось лишить жанр его социального содержания и позиционировать его как испанский фольклор. В этот период фламенко становится искусством, адаптированным к режиму. Тексты песен были подвергнуты цензуре, а сами артисты превратились в изгоев. Франкизм использова фламенко как основу для привлечения туристов, что позднее было на руку процветающей индустрии развлечений в 60-е годы. Сами испанцы считают, что именно тогда искусство фламенко навсегда изменилось и именно тогда был нанесен удар по самой сущность музыкального жанра. И только в начале 50-х фламенко начинает возрождаться вновь.Так начинается еще один этап истории.

В начале 50 -х, после окончания мировой войны, в Испании быстрыми темпами начал развиваться туризм. Туристы приезжали в Испанию в поисках солнца, тепла и новых впечатлений. Маленькие рыбацкие деревни становятся популярными пляжами. Было построено большое количество отелей, магазинов, ресторанов и ночных клубов. С появлением туристов жизнь мастеров жанра значительно улучшилась и начали появляться первые исполнители фламенко в городах. Началась эпоха «Ренессанса». Стоит отметить два важных момента в популяризации жанра в этот период. Изобретение граммофона и появление первых виниловых пластинок ознаменовало революцию во всех областях музыки, что позволило сохранить записи таких исполнителей, как Antonio Pozo El Mochuelo, Antonio Chacón, Manuel Torre и других. И второе – появление tablao. Tablao –  это бары, ночные клубы с выступлениями художников фламенко. Tablao  Zambra – первое заведение с шоу фламенко, которое было открыто в Мадриде в 1954 году. На его сцене выступали самые известные музыканты и танцоры всех времен.

Ну и наконец, сегодняшнее время — это сцены театров и фестивали, которые субсидируются Министерства культуры автономных правительств и проводятся летом во многих городах Испании. И если tablao – это своего рода возрождение певческих кафе, шоу, организованное в небольших залах и, в основном, для иностранных туристов, то фестивали напоминают оперы фламенко. В последние годы фестивали переживают второе рождение.

Фламенко фото

Фламенко — постоянно обогащающийся жанр. José Monge Cruz или Camarón de La Isla (1950—1992) – человек, который оказал большое влияние на современное фламенко. Он экспериментировал  в слиянии традиционного фламенко с поп- и рок-ритмами. Он использовал в своей музыке барабаны, электрогитары, флейты, ударные инструменты. Он придал традиционным песням фламенко новый способ пения.

Paco de Lucía — еще один художник, который нарушил правила. Его эксперименты с музыкой расширили жанр и открыли двери для новых элементов. Творчество Paco de Lucía знаменует собой начало нового этапа беспрецедентного великолепия гитарного исполнения фламенко. Настоящими виртуозами гитары можно назвать таких художников, как Manuel Cano, Victor Monge Serranito и Manolo Sanlúcar.

Без сомнения, фламенко и все элементы, которые его характеризуют, образуют один из самых изысканных музыкальных жанров не только испанской, но и всей мировой культуры. И будущее фламенко является многообещающим, учитывая, что в ноябре 2010 года этот музыкальный жанр был внесен в список объектов Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.

 

О культуре Испании:

Международный конкурс Абанерес и Полифонии

Треугольник Дали — Вселенная художника

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: